Музейный урок "В жизни всегда есть место подвигу"

Индекс материала
Музейный урок "В жизни всегда есть место подвигу"
2
3
Все страницы

 

Направление воспитательной работы: духовно-нравственное, патриотическое.

Педагог: Васюкова Г.Т.

Тема: Кто такой герой? В жизни всегда есть место подвигу.

Цели:

Образовательные – раскрыть понятия герой, подвиг, патриотизм;

Развивающие – развивать у учащихся критическое мышление,  информационные, коммуникативные компетенции;

Воспитательные - содействовать формированию патриотического сознания.

Задачи:

1.Изучить  подвиг и героизм людей во время  Великой Отечественной войны, локальных войн и в современной жизни.

2.Применить музейные материалы для раскрытия героизма жителей с. Тавра.

3.Продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками информации, проводить анализ этого материала.

4.Продолжить работу по развитию самооценки, самоанализа, по формированию классного коллектива.

Оборудование: компьютер, мультимедиааппаратура, музейные экспонаты;

книги: «Если бы камни могли говорить…», составитель Ходцева Т.М., 1981г., «Тавра и ее люди», составитель Сапин А.И., 2004г., «Большетавринцы», составители Александров Б.А., Сапин А.И., 2008г., На земле Тавринской, составитель Урванцев Л.Я., 2012г.

Подготовительный период: оформлена выставка с использованием музейных экспонатов: фотоальбомы ветеранов ВОВ, ветеранов труда, боевые  награды наших земляков, учащимся дано задание найти материалы о героизме людей.

Ход мероприятия.

1. Индукция (2мин) (создание эмоционального настроя, включение чувств учащихся, создание личного отношения к предмету обсуждения).

Объявление темы мероприятия, учащиеся определяют цели и задачи.

Учитель: Дорогие, ребята! 9 декабря, в России отмечается День Героев Отечества. Памятная дата была установлена в 2007 году. А до 1917 года 9 декабря (26 ноября по старому стилю) в России отмечался праздник георгиевских кавалеров. Именно 9 декабря в 1769 году Екатерина II учредила орден Святого Георгия Победоносца для воинов, проявивших в бою доблесть, отвагу и смелость. С 2007 года 9 декабря чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия Победоносца и ордена Славы.

1.Индивидуальная работа (2мин).

-Ребята,  кто же такой герой? Попробуйте написать на листочках определение героя.

2.Социализация (3 мин). Учащиеся озвучивают свои ответы.

Слайд. Определение героя.

Герой-  человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

(Толковый словарь русского языка, авт.С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, М,2003 )

Звание Героя Российской Федерации является отдельным видом государственных наград (наряду с орденами, знаками отличия, медалями, почётными званиями) и в иерархии государственных наград Российской Федерации находится на первом месте.

Герою Российской Федерации вручается знак особого отличия — медаль «Золотая Звезда».

3.Социоконструкция (3-4мин). Формирование групп, работа в группе.

Обсудите в группах.

-Какими чертами должен обладать герой?

-Кого вы считаете героями? Можете ли вы привести примеры героизма, назвать имена героев?

-Люди каких профессий больше всего совершают подвиги?

4.Социализация (3-4 мин). Выступление учащихся.

Учитель. Мы продолжаем  мероприятие, посвященное  Дню  героев Отечества.

Ученик.

Звучит над землею родною:

« Равнение на – героя!..»

И застывают шеренги

Краснознаменного  строя

Высокая даль распахнулась,

И слава к груди прикоснулась,

И вся страна обернулась:

« Равнение на – героя!..»

Учитель.  Героизм – неотъемлемая черта народов России.  Особенно массовым он становится в годы войны. Великая Отечественная война 1941-1945 годов: война со страшным противником - опытным, хорошо вооруженным, нацеленным на истребление славянских народов. Во второй мировой войне Россия потеряла 27 миллионов сыновей и дочерей.  В памяти народа навечно остались: 29 трагических дней-столько дней мужественно сражались защитники Брестской крепости и не покорились врагу; 250 дней героической обороны Севастополя; 900 дней блокады Ленинграда, давшему миру непревзойденные образцы стойкости человеческого духа; 103 дня великой битвы под Москвой; 201 день насмерть стоявшего Сталинграда . Из нашей Тавры на фронт ушли 347 человек, 245 остались на полях сражения.

Их имена названы на памятниках в с.Большая Тавра и Русская Тавра. В краеведческом музее школы есть экспозиция  «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященная участникам ВОВ.

Учитель. Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя,  Киева, Ленинграда, Новороссийска,  в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском, на Северном Кавказе и Днепре, в предгорьях Карпат и при штурме Берлина и в других сражениях. В годы войны за мужество и героизм защитникам Родины вручено свыше 38 миллионов орденов и медалей. Звание  Героя Советского Союза получили 11 тысяч человек, в том числе 87 женщин.

В Красноуфимском районе 6 землякам  присвоено звание Героя Советского Союза.

Выступление учащихся.

Винокуров Василий Иосифович

Родился 1 января 1916 года в селе Нижняя Ирга Красноуфимского района в семье крестьянина-бедняка. Учился в ФЗУ и работал слесарем-монтажником. В 1937-39 годах служил в Советской Армии. С 1940г. работал в Свердловске слесарем на Уралмашзаводе. В Великой Отечественной войне участвовал  с мая 1943 г.  На фронте был пулеметчиком в кавалерии и старшиной роты автоматчиков моторизованного батальона 91-й танковой Фастовской Краснознаменной орденов Суворова и Богдана Хмельницкого бригады. Участник штурма Берлина. Был трижды ранен. Звание Героя Советского Союза присвоено 27 июля 1945 года.  Награжден орденами Отечественной войны 2 степени, Красной Звезды. Под Берлином гвардеец Винокуров так со своими десантниками овладел позициями вражеских артиллеристов, что сорок немецких орудий даже выстрелить не успели по наступившим на город нашим танкам. Из Берлина вернулся на Уралмаш.

Хазипов Назип Хазипович

Родился в 1924 году в деревне Еманзельга Красноуфимского района. Окончил с отличием Азигуловскую среднюю школу. В сентябре 1942 года призван в Советскую Армию. Окончил бронетанковое училище. Командир взвода танков Т-34. На фронте вступил в партию. Был ранен. Награжден орденом Красной Звезды. Погиб в бою 25 марта 1945 г.  в местечке Найдорф. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 27 июня 1945 года. В том последнем бою танк Хазипова при атаке, глубоко осел в трясине. Танкисты вылезли и стали подтаскивать бревна под гусеницы. Разорвавшийся рядом снаряд ранил весь экипаж. Назип перетащил товарищей в ближайшую воронку. Перевязал их. Недалеко увидел стоящий танк. Узнав, что командир ранен, взял командование танком на себя и двинулся в атаку. На окраине села заметил замаскированную самоходку и подбил ее.  Следующим снарядом подбил пулемет на чердаке дома. «Впереди «тигр»!- слышит Назип. Припав к прицелу, Хазипов развернул орудие, но оглушительный удар обрушился на «тридцатьчетверку». Двигатель замолк. По приказу командира раненые гвардейцы покинули машину. Вблизи дымился «тигр»подбитый Хазиповым. Назип рподолжал бой, оставаясь в танке один и посылая снаряд за снарядом. Гитлеровцы били по неподвижному танку. Машина загорелась. Приказ комбата покинуть танк гвардии лейтенант  Хазипов выполнить не мог, т.к. были перебиты обе ноги, ранены кисти рук, кровоточила ссадина на голове. Гитлеровцы готовились к контратаке. Назип  из последних сил перезарядил пулемет и дал по врагу смертельную очередь. Немцы снова открыли огонь по танку, делая пробоины за пробоиной. Четыре часа сражался Назип. Ночью танк буксиром вытянули из-под носа гитлеровцев.

Марьин Иван Ильич

Родился в 1922 году в селе Мари-Билямор Марийской  АССР. С детских лет жил  с родителями в г.Красноуфимске. Учился в средней школе №1. Окончил авиационное училище стрелков-бомбордиров. На пути от Москвы до Кенисберга сделал 793 боевых вылета, 120 разведывательных, 100 вылетов в тыл врага, в том числе 51 с посадкой на партизанские аэродромы, 650 вылетов на бомбометание. Был  штурманом звена ночных бомбардировщиков авиаполка. Особо отличился в борьбе с зенитными средствами противника ночью и особенно с прожекторами. Экипаж первым выходил на цель, уничтожал, давая возможность свободно атаковать последующим экипажам. Тридцать раз возвращались на поврежденном самолете. Был дважды ранен в воздухе. Звание Героя Советского Союза присвоено15 мая 1946 года. Награжден двумя орденами Красного Знамени, Орденами Отечественной войны 1 и2 степени, красной Звезды и пятью медалями. После войны, в 1952 году, окончил военно-воздушную академию. Служил на Сахалине, на Украине. В 1962 году по болезни уволен в запас. Много лет работал в московских научно-исследовательских учреждениях. Умер в Москве 31 января 1999 года.

Сухобский Николай Феофилович

Родился  в 1915 году в деревне Бладыки Псковской области. Жил в Красноуфимске. Окончил железнодорожное техническое училище. Работал на станции Красноуфимск. В Советской Армии служил с 1938 по 1940 год и с июля 1941г.Участвовал в боях с белофиннами. На фронте Великой Отечественной войны в звании лейтенанта командовал стрелковой ротой, исполнял обязанности командира батальона. Награжден орденом Отечественной войны 2 степени и медалью «За отвагу». Погиб в бою 15 октября 1943 года. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 22 февраля 1944 года за умелое руководство при форсировании Днепра и расширение плацдарма на правобережье.

Кашпуров Петр Афанасьевич

Родился в 1913 г. в с. Воскресенское Челябинской области в семье крестьянина. Окончил Красноуфимский сельскохозяйственный техникум в 1933 году. В Советской Армии с 1936 года. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Заместитель командира полка по политчасти. В бою за Запорожье поднял бойцов в атаку. Батальон под его командованием в ночь на 24 октября 1943 года форсировал Днепр, занял и удерживал плацдарм до переправы главных сил полка. Звание Героя Советского Союза присвоено 22 февраля 1944 года. Награды: орден Ленина, орден Красного Знамени, медали. Погиб 15 февраля 1944 года под г.Кривой Рог.

Шершавин Сергей Иванович

Родился в с.Куртино Московской области в семье крестьянина. В Советской армии служил с 1936 г. по 1940г. Работал токарем на Коломенском заводе. В ноябре 1941г. вместе с заводом эвакуировался в Красноуфимск. В январе 1942г. ушел на фронт. Командир саперного взвода. Старший сержант в ночь на 16 мая 1943 года, рискуя жизнью взорвал мост на Северном Донце, по которому гитлеровцы намеревались переправить свои войска. Взрывной волной собственного взрыва был выброшен в воду и ослепший попал к своим через 2 суток. Звание Героя советского Союза присвоено 26 октября 1943г. Демобилизовался в октябре этого же года по ранению. Награды: орден Ленина, орден Отечественной войны 1 степени и медали. Проживал на Украине. Переписывался с музеем опытно-экспериментального завода, где имеется мемориальная доска.

Учитель. А теперь поговорим о героях послевоенного времени: об участниках локальных войн. История афганского конфликта не проста и во многом драматична: в ней переплелись дружественные отношения наших стран и их вооруженное противостояние, искренняя взаимопомощь друг другу и грубейшие просчеты политиков. Но одно можно сказать определенно: мальчики, которые шли на эту войну были героями.  Афганская  война длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней. Общие потери нашей страны составили 13 833 человека. Пропали без вести и были захвачены в плен 330 человек.

Учитель. Участникам войны в Афганистане  было в среднем, лет по двадцать… Как это много в измерении исторических перемен последнего времени! И как ничтожно мало, если столько отведено тебе судьбой. Из нашего села в Афганистане воевали Каптиев Виталий Васильевич, Упаев Анатолий Николаевич, Садыков Геннадий Иванович, Митькин Максим Михайлович, Николаев Геннадий  Иванович.

Учитель. Чечня… Это слово у каждого на устах. Сколько погибло необученных мальчишек в чеченских засадах, сгорело в танках. Но они не сдались. Не сдались потому, что в Великую Отечественную за эту землю воевали их деды, не сдались потому, что в 80-х в Афганскую войну их отцы и братья выполняли свой воинский долг, 20 выпускников нашей школы приняли участие в районе военного конфликта, 1 выпускник продолжает службу по контракту. Многие из них  награждены государственными наградами: Митькин А.В. –орденом мужества, Николаев С.И.- орденом Суворова. Антитеррористическая операция  на территории Чечни  продолжается. К великой скорби наши солдаты все еще погибают в результате бандитских вылазок боевиков. События в Афганистане,  в Чечне убеждают людей, что без армии в России не выжить. Армия была и остается этапом становления молодого человека, школой мужества и героизма.

Учитель.

Мужество – это не мода,

Скорая, быстротечная,

Мужество – суть мужчины.

Прочная, долгая, вечная.

Если зернышко смелости

С почвой подружится,

Вызреет в пору спелости

Зернышко колосом мужества.

13 августа 2000 г. Навсегда останется в памяти родных и близких экипажа “Курска”. Именно в то воскресенье большинство из них узнало “черную весть” о затонувшей подводной лодке. “Курск” лег на грунт,” - таким было первое сообщение.

Горечь и надежда. Эти два противоречивых чувства боролись в наших душах, когда приходили всё более тревожные сообщения с Северного Флота о ходе международной операции по спасению моряков затонувшего подводного крейсера “Курск”. Из Свердловской области на этом крейсере был Ф.Нефедков. Кто слышал про этого героя? Да, ежегодно в честь Нефедкова проводится Всероссийский турнир по вольной борьбе, в нашей школе и классе есть призеры и победители данного турнира.

Мужество остается мужеством, даже если оно – расплата за чью-то беспечность.

Учитель. Каждое время рождает свои песни, книги, своих героев. Обращение к героическому прошлому нашей Родины, к памяти, к воинским традициям, к славной истории Вооруженных сил – святой долг каждого гражданина.

Герой — это патриот. Тот человек, который в современной России, несмотря ни на что, любит свою родину и служит для ее блага. Личности, потенциально готовые к героизму, в России еще не исчезли. В жизни всегда есть место подвигам.

-Ребята, приведите примеры героических поступков людей в современной жизни. Ученики приводят примеры из СМИ.

Учитель.

Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени Вселенной.

И только в памяти живых

Она становиться нетленной.

А теперь подведем итоги нашего мероприятия.

Рефлексия

v На все ли вопросы вы получили ответ?

v Мне больше понравилась работать:

самому_______________________________________________________

в группе______________________________________________________

v Я узнал, что___________________________________________________

 

Учащиеся озвучивают ответы.