План работы библиотеки на 2017-18 учебный год

«Школа без хорошей библиотеки

так же противоестественна,

как квартира без кухни».

Я.А. Андерсон

1.Вводная часть

Основными задачами библиотеки являются:

-Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-бибиографического  и информационного обслуживания учащихся и педагогов.

-Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.

-Совершенствование традиционных и освоение новых технологий.

 

Направления деятельности библиотеки.

1. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из библиотеки.

2. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики.

 

Основные функции библиотеки.

1. Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели школы.

2. Информационная – предоставлять возможность использовать информацию.

3.  Культурная – принимать участие в организации мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.

4.Социальная – библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.

2.Формирование фонда библиотеки

№ п/п

Содержание работы

Срок исполнения

1.

I. Работа с фондом учебной литературы.

Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями на 2017 – 2018 учебный год.

 

сентябрь

2.

Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:

а) работа с перспективными библиографическими изданиями (прайс – листами, каталогами, тематическими планами издательств);

б) составление совместно с учителями – предметниками заказа на учебники с учетом их требований;

в) формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний завуча и методических объединений, итогов инвентаризации;

г) подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году, для учащихся и их родителей;

д)утверждение списка учебников, используемых в ОУ на новый учебный год

е)  утверждение плана комплектования на новый учебный год;

ж) осуществление контроля за выполнением сделанного заказа;

з) прием и обработка поступивших учебников:

- оформление накладных;

- запись в книгу суммарного учета;

- штемпелевание;

- составление списков классов.

ноябрь – май

 

январь

февраль

 

март - апрель

 

май

 

август

 

май - июнь

 

по мере поступления

 

1 раз в полугод.

3.

Составление отчетных документов, диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой.

сентябрь, май

4.

Прием и выдача учебников (по графику).

май –июнь

август - сентябрь

5.

Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.

по мере поступления

6.

Оформление выставки: «Знакомьтесь – новые учебники».

по мере поступления

7.

Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены программ.

май – июнь

8.

Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам).

2 раза в год

9.

Работа с резервным фондом учебников:

- ведение учета;

- размещение на хранение.

сентябрь - ноябрь

1.

II. Работа с фондом художественной литературы.

Своевременное проведение обработки и регистрации.

по мере поступления

2.

Обеспечение свободного доступа в библиотеке:

- к художественному фонду (для 1 – 4 классов);

- к художественному фонду (5 – 11 класс);

- к фонду периодики (для всех учащихся и сотрудников);

- к фонду методической литературы (для учителей);

- к фонду учебников (по требованию).

постоянно

3.

Выдача изданий читателям.

постоянно

4.

Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах.

постоянно

5.

Ведение работы по сохранности фонда.

-обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном  порядке

-ведение тетради учета взамен утерянных

-организация работ по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением

составление списков должников 2 раза в учеб.г.

-обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда. Раз в месяц проводить  санитарный день

-систематический  контроль   за  своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий

постоянно

6.

Оформление книжной выставки «Эти книги вы лечили сами».

в течение года

7.

Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа.

в течение года

8

Оформление новых разделителей:

- по новым отделам, по алфавиту писателей.

по необходимости

 

1.

III. Комплектование фонда периодики.

Оформление подписки на 1 полугодие 2018 года.

Контроль доставки

 

ноябрь

2.

Оформление подписки на 2 полугодие 2018  года.

Контроль доставки

апрель

3. Справочно-библиографическая работа

Ведение картотеки журнально – газетных статей на основе выписанной периодики за 2017-2018 учебный год.

В течение года

Проведение библиотечно-библиографических занятий  для учащихся начальной и средней школы с применением новых информационных технологий

В течение года

Составление  рекомендательных списков литературы, планов  чтения  по заявкам учителей и обучающихся к классным часам, юбилейным детям и праздникам.

По заявкам

Выполнение тематических, фактических и информационных справок. Ведение  тетради учета библиографических справок.

В течение года

Обновление  страницы библиотеки на сайте школы

1 раз в месяц

4. Работа с читателями.

Воспитательная работа

·        Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

·        Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы:

- беседы,

- диспуты,

- литературные игры,

- читательские конференции,

- утренники,

- литературно-музыкальные композиции,

- библиотечные занятия и т.д.

·        Популяризация лучших документов библиотечными формами работы, организация выставок и стендов и проведение культурно-массовой работы.

Информационная работа

·        Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников:

- совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы;

- обзоры новых поступлений;

- подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий;

- оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету;

- помощь в подборе документов при работе над методической темой школы;

- помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний методобъединений

·        Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся:

- на абонементе;

- в читальном зале;

- подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.

- помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям;

- проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.

·        Информационное обслуживание родителей (или иных законных представителей) обучающихся:

- информирование о пользовании библиотекой их детьми;

- оформление выставок документов для родителей на актуальные темы;

- индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для обучающихся начальной школы;

- выступление  на родительских собраниях с информацией о фонде библиотеки.

 

 

№ п/п

Содержание работы

Срок исполнения

 

1.

I. Индивидуальная работа.

Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технический персонал, родителей.

 

постоянно

2.

Обслуживание читателей в читальном зале: учащихся и учителей.

постоянно

3.

Рекомендательные беседы при выдаче книг.

постоянно

4.

Беседы о прочитанном.

постоянно

5.

Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку.

по мере поступления

6.

Выставка книги «Юбиляр».

по календарю зн.дат

 

1.

II. Работа с одной педагогическим коллективом.

Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах.

на педагогических советах, по мере поступления

2.

Консультативно – информационная работа с методическими объединениями учителей – предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году.

 

3.

Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике.

по мере необходимости

 

1.

III. Работа с учащимися школы.

Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки.

 

постоянно

2.

Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников.

1 раз  в месяц

3.

Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг и журнальной периодики, об ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, журналу.

постоянно

4.

Информировать классных руководителей о чтении и посещении библиотеки каждым классом.

1 раз в четверть

5.

Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя библиотеки.

постоянно

6

Провести ежегодный школьный конкурс «Лучший читатель года», «Лучший читающий класс школы» среди учащихся начальной и средней школы

Октябрь-апрель

 

1.

IV. Работа с родительской общественностью

Отчет перед родительской общественностью о новых учебниках, по ступивших в из управления образования и приобретенных на субвенции

 

Сентябрь

 

2.

Организация выставки «Эти книги вы нам подарили»

Ноябрь

 

V.Ведение страницы «Библиотека» на школьном сайте по следующим разделам:

-работа библиотеки

-юному читателю

-в помощь учителю

 

 

5. Массовая работа.

Содержание работы

Срок исполнения

 

 

Оформление книжных выставок и экспозиций к знаменательным и памятным датам:

 

1.

Выставка книг к предметным неделям: «С книгой в мир интересных наук».

По пред.нед

2.

90 лет со дня рож. белорусского писателя Алеся Адамовича (1927–1994)

200 лет со дня рож. русского писателя, поэта, драматурга А.К. Толстого (1817–1875)

135 лет со дня рож. русского писателя Бориса Степановича Житкова (1882–1938)

125 лет со дня рож.  русского поэта Марины Ивановны Цветаевой (1892–1941)

120 лет со дня рож. русского писателя Ильи Ильфа (1897–1937)

115 лет со дня рож. русского писателя Евгения Андреевича Пермяка (1902–1982)

130 лет со дня рож. русского поэта и переводчика Самуила Маршака (1887–1964)

165 лет со дня рож. русского писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка (1852–1912)

70 лет со дня рож.  русского поэта Григория Бенционовича Остера (р. 1947)

80 лет со дня рож. детского писателя Эдуарда Николаевича Успенского (1937)

135 лет со дня рож. писателя Алексея Николаевича Толстого (1883–1945)

80 лет со дня рож.  поэта актёра Владимира Семёновича Высоцкого (1938–1980)

145 лет со дня рож. писателя Михаила Михайловича Пришвина (1873–1954)

235 лет) со дня рождения Василия АндреевичаЖуковского (1783 – 1852)

95 лет со дня рождения Валерия Владимировича Медведева (1923-1997)

130 лет со дня рож.  педагога, писателя Антона Семёновича Макаренко (1888–1939)

105 лет со дня рож.  поэта, драм. Сергея Владимировича Михалкова (1913–2009)

215 лет со дня рождения Н.М. Языкова (1803-1846), русского поэта

150 лет со дня рож.  со дня рождения писателя Максима Горького (1868–1936)

110 лет со дня рож.  русского и писателя Бориса Николаевича Полевого (1908–1981)

195 лет со дня рож.  драматурга Александра Николаевича Островского (1823–1886)

110 лет со дня рож.Ивана Ефремова (1908-1972), советсткого писателя-фантаста

115 лет со дня рож. Елены Александровны Благининой детской поэтессы (1903-1989)

3.09

5.09

11.09

8.10

15.10

31.10

3.11

6.11

27.11

14.12

10.01

25.01

4.02

10.02

14.02

1.03

13.03

16.03

28.03

17.03

12.04

22.04

27.05

3.

Выставки книг к юбилейным датам зарубежных писателей:

*470 лет со дня рож. исп.писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547-1616)

110 лет со дня рождения шведской писательницы Астрид Линдгрен (1907–2002)

215 лет со дня рождения немецкого писателя Вильгельма Гауфа(1802-1827)

350 лет со дня рождения Джонатана Свифта (1667-1745), англ. писателя-сатирика.

390 лет со дня рождения французского писателя Шарля Перро (1628–1703)

190 лет со дня рождения Жюля Верна (1828-1905), французского писателя-путеш.

в теч.г.

29.09

14.11

27.11

30.11

12.01

8.02

4.

Выставки книг – юбиляров.

425 лет (1593) – «Укрощение строптивой» У. Шекспира 275 лет (1743)

190 лет (1828) – «Полтава» А.С. Пушкина

180 лет (1838) – «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди», «Снежная королева», «Гадкий утёнок» Х. К. Андерсена

(1858) – «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова

(1863) – «Князь Серебряный» А.К. Толстого

150 лет (1868) – «Дети капитана Гранта» Жюля Верна

145 лет (1873) – «Русские женщины» Н.А. Некрасова

120 лет (1898) – «Война миров» Г.Уэллса

95 лет (1923) – «Мойдодыр» К.И.Чуковского

95 лет (1923) – «Алые паруса» А.Грина

90 лет (1928) – «Человек-амфибия» А. Беляева

90 лет (1928) – «Лесная газета» В.В. Бианки

90 лет (1928) – «Три толстяка» Ю.К.Олеши

90 лет (1928) – «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова

85 лет (1933) – «Сказка о Военной Тайне» А.Гайдара

75 лет (1943) – «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери

75 лет (1943) – «Тёмные аллеи» И.А.Бунина

в теч. года

5.

Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам (подбор стихов, сценариев):

- день знаний;

-- Международный день грамотности

-Всемирный день красоты

-Международный день мира

-Международный день пожилых людей

-Международный день музыки

-Всемирный день защиты животных

-- день учителя;

- день согласия и примирения;

-Всемирный день информации

- международному дню отказа от курения;

- всемирному дню борьбы со СПИДом;

-День Героев Отечества

- Новый год;

- день прорыва блокады Ленинграда;

-Международный день родного языка

-Всемирный день писателя

- всемирный день Земли;

- день смеха;

- всемирный день авиации и космонавтики;

- день Победы;

- международный день семьи;

- международный день защиты детей;

 

 

1.09

8.09

9.09

15.09

1.10

1.10

4.10

Окт.

7.11

26.11

19.11

1.12

9.12

1.01

27.01

21.02

3.03

21.03

1.04

12.04

9.05

15.05

1.06

 

Эколого - валеологическое воспитание.

*Кн.выставка «Эта хрупкая планета Земля»

*Всемирный урок чтения, году экологии

*Обзор – выставка « Защитим нашу планету»

*Экологический час: «В гости к Старичку-Лесовичку»(2-3 кл.)

*Презентация  «Мир М. Пришвина»»/5-6кл./

*Бесед с элементами игровой программы «В гостях у доктора АПЧХИ»

*Тематический вечер «Моя семья»

 

4.10

10.10

10.11

10.11

4.02

29.01

21.03

 

Нравственное воспитание

*Подбор материала к:

- международному дню отказа от курения;

- всемирному дню борьбы со СПИДом;

*Выставка стенда:

- «Познай себя»;

*Презентация  к 80лет.со дня рождения Марины Цветаевой

 

19 нояб.

1 дек. 21.11

 

Январь

 

10.04

 

Эстетическое воспитание:

*Выставка книг :

«Литературная осень».

«Зимняя сказка».

«Самая обаятельная и привлекательная»;

*Конкурс чтецов прозы «Живая классика»

*Викторина  « Герои Э. Успенского» /3-4кл/
* Презентация «Сказки английских писателей В.Гауфа и Д.Свифта»

*Утренник «Радость детям дарить» 130 лет со дня рож.дет. поэта С. Маршака

*Утренник « Вам знаком  Остер?»/2-3кл/

Неделя детской книги

 

 

Сен.

Дек.

Март

декабрь

14.12

27.11

3.11

29.11

Весен.

каник.

 

Правовое воспитание.

*Выставка книг :

«Поклонись отчизне»

Подбор литературы для классных вечеров, с учащимися по правовому воспитанию

*Памятки «Влияние Интернета и компьютерных игр на развитие ребенка»

* Тематическая полка «Человек. Государство. Закон»

 

 

01.12

Ноябрь

род.соб

10.12

 

Патриотическое воспитание:

*Выставка: «Помним. Славим. Гордимся» (дни боевой славы)

Выставка-панорама «Ленинградская поэма»

*Выставка книг :

«Помнит мир спасенный»,

* Лит.- муз. композиция «У войны не женское лицо»

* Встреча с краеведами  Александровым Б. А.. и Урванцевым Л.Я. «Если вспомнить о войне…»

 

3-9.12

22.01

 

май

5.05

13.05

 

6. Реклама библиотеки

Содержание работы

Срок исполнения

1

Создание фирменного стиля:

- эстетическое оформление библиотеки (включая мелкий ремонт библиотеки)

подбор цветовой композиции и оригинального стиля для оформления выставок, разделителей;

 

Август

Сентябрь

2

Реклама о деятельности библиотеки:

- устная (во время перемен, на классных собраниях)

- наглядная (информационные объявления о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой)

- оформление постоянно действующего информационного стенда

- Организация экскурсий 1-2 классов в Книжкино царство – мудрое государство и Читай-город

 

В течение года

 

Сентябрь, апрель

7.Повышение квалификации

1.

Участие в районных совещаниях, проводимых управлением образования района.

Участие в заседаниях районного методического объединения

В течении года

2.

Работа по самообразованию с использованием опыта лучших школьных библиотекарей:

- изучение локальных актов, касающихся работы

- участие в работе «круглых столов»;

- присутствие на открытых мероприятиях;

- индивидуальные консультации;

- освоение информации из профессиональных журналов.

Постоянно

 

3.

Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий: организация работы по созданию электронного алфавитного каталога;

создание новых компьютерных презентаций, посвященных знаменательным и литературным датам; создание новых компьютерных викторин;

использовать ИКТ при проведении библиотечных мероприятий;

Постоянно

4.

Участие в различных конкурсах

8. Взаимодействие с библиотеками района

1.

Обмен учебными изданиями с другими школьными библиотеками района

Август

2.

Взаимодействие с сельской библиотекой

Постоянно

9.Перспективы развития библиотеки

Содержание работ

Срок выполнения

2.

Помощь в проектной деятельности педагогам и учащимся

В течение года

3.

Освоение активных форм массовой работы по продвижению чтения – викторины, литературные игры, дискуссии

В течение года

4.

Укреплять материальную базу библиотеки:

- проектор мультимедиа, МФУ (сканер, принтер, копир), компьютер для читателей.

- приобретение мебели для компьютера

- обновление  книжного фонда

В течение года