Узоры марийского народного костюма и головные уборы

Тема занятия: Узоры марийского народного костюма и головные уборы.

Автор: Васюкова Г.Т., руководитель музея

Цель занятия – исследование истории и разнообразия костюма марийцев.

Задачи:

1. Закрепить знания о традиционном народном костюме;

2. Выявить особенности костюмов марийцев разных этнических групп;

3. Проанализировать женские головные уборы и украшения;

4. Развивать фантазию, творческую активность детей.

Оборудование:

выставка марийской национальной одежды: платья, фартуки, головные уборы, полотенца, записи марийских мелодий, нагрудное украшение, головное украшение, рисунки с изображением орнаментов, куклы в национальных костюмах;  сундук.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Активизация внимания.

- Ребята, перед вами сундук моей бабушки. Когда я была маленькой, очень любила заглядывать в этот сундук.  Он казался мне таким таинственным, загадочным. Бабушки моей давно нет, но её сундук хранит в себе много интересных старых вещей. Сегодня я открою этот сундук для вас.

2. Подготовительный момент.

- Тема нашего сегодняшнего занятия «Марийский народный костюм». Бабушкин сундук поможет нам сегодня познакомиться с традиционным народным костюмом,

выявить особенности костюмов марийцев разных этнических групп и проанализировать женские головные уборы и украшения.(Просмотр вещей из бабушкиного сундука).

- Вы уже заметили, что каждая из этих вещей украшена очень красивой вышивкой. Вышивка служила не только для украшения одежды, она служила оберегом. А ещё марийскую вышивку можно читать. Ведь у наших предков не было своей письменности. Свои чувства марийские женщины передавали через своё искусство вышивания.

3. Основной этап. Усвоение нового материала.

«Как семицветик наши зори

Когда под утро петухи кричат,

Так семицветны вышивок узоры

На тех вещах, что здесь у нас висят.

Любой стежок здесь к месту, всё так точно,

Деталь и совершенна и мудра.

От вышивки такой светло и ночью.

Такие вот марийцы мастера!»

В.Колумб.

В марийской вышивке выделяют узоры растительного, зооморфного и геометрического происхождения. Солнце, деревья, птицы, животные – всё имело магический смысл в древнейших языческих верованиях. Птица является воплощением света и жизни. Изображение дерева, двух птиц или двух животных, стоящих перед деревом, служило знаком семьи, рода. Утка является образом женщины, семьи, плодородия. Изображение лебедей выдаёт мечты о красоте, любви и верности. Баран считается одним из святых животных. Вышивая бараньи рога, мастерица желала для себя и для того, кому предназначалась её работа, защиты от зла, нечисти и болезней.

Народный костюм со стороны исполнявших требовал огромных затрат времени и высокого уровня мастерства. На одну рубаху требовалось 2-3 месяца. Он был как бы критерием оценки трудолюбия и художественного вкуса  марийской  женщины. Поэтому в  марийской  вышивке нельзя найти точных повторений узоров, выполнялось очень аккуратно, ни одного узелка или открытого шва. Вышивали без предварительного нанесения рисунка, при работе нужно было быть очень точным. Требовалось знание математики.

Олыкмарий – наиболее многочисленная этническая группа. Отличительным элементом является головной убор. Луговые марийцы делятся на три группы: Шымакшан марий (северо – восточная группа ), Сорокан марий (центральная группа ),  Шарпанан – нашмакан марий (приволжская группа)

Головной убор шымакш  наиболее самобытный головной убор мариек нашей местности.  Он представлял собой продолговатый кусок холста, углы которого на одной из узких сторон были скреплены и составляли треугольник, который, образуя колпачок, надевался на голову.  Традиционная марийская религия почитает духов природы. Древние марийцы знали о существовании природных сил воды, земли, солнца, которые давали энергию человеку. Через произносимые слова молитвы наши предки умело пользовались такими силами. Именно этот  конусообразный головной убор с небольшой кисточкой на конце является каналом притока энергии в человеческое тело.

Луговые марийцы, расселённые вокруг Йошкар – Олы, в Медведевском  и Оршанском районах, носили сорока. Этот головной убор они  заимствовали у русских, богато украсив его вышивкой. Сорока состоит из нескольких деталей: шапочки, налобника и позатыльня. Поверх сороки надевался платок. Этот головной убор, как и другие, служит оберегом. Защищают женщину от негативных воздействий, направленных на неё, от недобрых взглядов и сглаза.

Головной убор показывал социальный статус. Девочки одевали вышитый ободок из холста, а замужняя женщина имела особый головной убор. Вид убора отличался от территории проживания. Головной убор марийцев Моркинского, Звениговского, Волжского районов состоит из шарпана- узкого прямоугольного холста, вертикальные стороны которого вышиты и нашмака – налобной повязки. Эту группу марийцев называют «Шарпанан – нашмакан марий»

А эта кукла демонстрирует ещё один головной убор – шурка. ШУРКА – самый старинный из дошедших до нас головных уборов. Изготовлялся на твёрдой основе из дерева, бересты, украшался монетами, вышивкой, бусами, бисером, кистями.

О том, что мастерство в народе ценилось очень высоко, говорит общественный показ вышитых изделий на национальных праздниках и на свадьбах. Подарки на свадьбе невеста вручала в присутствии всех жителей деревни.

Головной убор является символом семейного положения женщины. Костюм девушки отличался от костюма замужней женщины прежде всего головным убором. Если девушка могла ходить с непокрытой головой, то женщина должна была покрывать голову. Головной убор женщины закрывал волосы и указывал на то, что она состоит в браке. Покрытие головы замужних женщин головным убором являлось неписаным законом, несоблюдение которого влекло за собой наказание.  Во время свадебного обряда происходила смена девичьего головного убора на  головной убор замужней женщины.

Основным украшением костюма была вышивка, необычная техника вышивка. Вышивка по счету нитей, с изнаночной стороны холста. Сейчас вышивают с лицевой стороны.

Народный костюм  требовал огромных затрат времени и высокого уровня мастерства.  Он был как бы критерием оценки трудолюбия и художественного вкуса марийской женщины. Поэтому в марийской вышивке нельзя найти точных повторений узоров. Выполнялось очень аккуратно, ни одного узелка или открытого шва… Вышивали без предварительного рисунка, при работе нужно было быть очень точным.

Цвет в одежде - символ, через который человек выражал свои чувства, эмоции, мысли. В марийской традиционной вышивке чаще всего использовался красный цвет – цвет солнца, огня, тепла, любви, красоты.  Цветовое решение, а именно красно – бордовые тона говорят о жизнелюбии, о стремлении к красоте, теплу семейному, любви.

3)    Практическая часть.

1. Закрепление пройденного.

- Ребята, посмотрите на наряды наших кукол. Какой ещё цвет выделяется в марийской вышивке?

(Ответы детей).

- Правильно, это чёрный, жёлтый и зелёный.

- Посмотрите внимательно ещё раз на наших красавиц и скажите, какого элемента костюма недостает у нашей куклы Айвика?

- Верно, у неё нет фартука. Сегодня на нашем занятии мы с вами сделаем эскиз фартука для нашей куклы. Для этого нам понадобятся миллиметровая бумага, цветные карандаши чёрного, красного, зелёного, жёлтого цвета, ну, и, конечно же ваше творчество и фантазия.

2. Самостоятельная работа.

(Под звучание марийской мелодии дети делают зарисовки)

5.     Итоговый момент.

1. Выставка работ.

- Ребята сегодня мы узнали, какую одежду носили наши бабушки и прабабушки. Познакомились с орнаментами, с цветовой гаммой национального узора. Занятие мы завершаем стихотворением:

Родной узор
Неповторим и вечен,
И дороги сегодня нам вдвойне
Наплечники червленые,
Как венчики,
Два солнца - на груди и на спине.

Любой стежок здесь к месту,
Все так точно,
Деталь и совершенна, и мудра.
От вышивки такой
Светло и ночью.
Да, голь на выдумки была хитра.

О женщины марийские!
Как славно
Расшито вами жизни полотно.
Писать мы научились
Так недавно,
А вышивать умели так давно.

До свидания. И как говорят марийцы: Чеверын! Сай кодса!